Введение (часть2)
Стернс писал: "Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций - западноевропейской и западноафриканской,- т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм".
Но почему же джаз возник
именно на территории Северной Америки, а не
Южной или Центральной, где также было достаточно белых и
черных? Ведь когда говорят о родине джаза,
его колыбелью всегда называют Америку, но
при этом обычно подразумевают как раз современную территорию
США. Дело в том, что если северную половину
американского континента исторически заселяли, главным
образом, протестанты (англичане и французы), среди которых
было много религиозных миссионеров, стремящихся обратить
негров в христианскую веру, то в южной и центральной части
этого огромного материка преобладали католики (испанцы и
португальцы), которые смотрели на черных невольников просто
как на рабочий скот, не заботясь о спасении их души. Поэтому
там не могло возникнуть значительного и достаточно глубокого
взаимопроникновения рac и культур, что в свою очередь
оказало прямое влияние на степень сохранения родной
музыки африканских рабов, преимущественно в области
их ритмики. До сих пор в странах Южной и
Центральной Америки существуют языческие культы, проводятся
тайные ритуалы и безудержные карнавалы под сопровождение
афро-кубинских (или
латиноамериканских) ритмов.
Неудивительно, что именно в этом ритмическом отношении южная
часть Нового Света уже в наше время заметно повлияла на всю
мировую популярную музыку, тогда как Север
дал в сокровищницу современного музыкального
искусства нечто иное, например, спиричуэлс
и блюз.
Следовательно, продолжает Стернс, в историческом аспекте
джаз - это синтез, полученный в оригинале
из 6 принципиальных источников. К ним относятся:
1. Ритмы Западной Африки;
2. Рабочие песни (work songs, field
hollers);
3. Негритянские религиозные песни (spirituals);
4. Негритянские светские песни (blues);
5. Американская народная музыка
прошлых столетий;
6. Музыка менестрелей и уличных
духовых оркестров.
(вернуться)